21

Мои статьи

НПК по вопросам информатизации образования "Школа-IT 2016"

Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Использования средств ИКТ для достижения планируемых результатов в области ИКТ-компетентности обучающихся (из опыта работы)

Кайгородова Светлана Александровна,

 учитель математики высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ №15 с УИОП г. Заринска Алтайского края

 

Современную систему образования невозможно представить без использования информационных технологий. Согласно ФГОС, реализация образовательных программ должна обеспечиваться современной образовательной средой. У обучающихся необходимо формировать и развивать компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим, необходимость использования данных технологий педагогами неоспорима.

Информационно-коммуникационная компетентность учащихся определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе и с помощью математики. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением, только в этом случае обеспечивается:

ü     естественная мотивация, цель обучения;

ü     встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

ü     повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете

Начиная работу с учащимися 5 класса, уже на первом уроке я знакомлю обучающихся не только с УМК Виленкина Н.Я. с помощью которого учащиеся  будут изучать предмет математику, но и с мобильным классом, благодаря которому они будут активно работать на персональном сайте учителя (http://kaygorodova1.ru/), выполнять задания на сайте  Интерактивный учебник по математике для учащихся 5 класса (http://www.matematika-na.ru/5class/), для проверки своих знаний по предмету будут пользоваться Сервисом проверки знаний (http://www.diagtest.ru/), и образовательным ресурсом  ЯКласс (http://www.yaklass.ru/info/shkolnikam/yaklass-dlya-shkolnika).

Уже на первом уроке учащиеся получают представление о множественности источников получения информации и приобретают такие информационно-коммуникационные компетентности как включить, выключить нетбук, найти на рабочем столе значок браузера и с его помощью зайти  в Internet, в панели закладок найти нужный сайт, а уже на нём отыскать необходимую информацию.

На следующих уроках обучающиеся постепенно начинают индивидуальную работу с образовательными ресурсами. Они регулярно пользуются на сайте своего учителя рубрикой «Домашняя работа», где ежедневно фиксируется  не только обязательное домашнее задание ученикам, но и предлагаются задания творческого характера или задания повышенного уровня сложности. Здесь же даются ссылки на видеоуроки (для отсутствующих или тех учащихся, которые не усвоили тему урока), предлагается посмотреть материал устного счёта, который будет предложен им на следующем уроке или проверить свои знания с помощью онлайн-тестов. Всем обучающимся предлагается сделать на домашнем компьютере «Закладку» для быстрого перехода  на данный ресурс.

Учащимся 5 классов очень нравится тренажёр «Таблица умножения» размещённый в учебном блоке этого же сайта (http://kaygorodova1.ru/prover-tablitsu-umnozheniya.html), содержащий три уровня сложности по 10 примеров в каждом. Данный тренажёр произвольным образом выдаёт примеры на умножение, сразу производит проверку решения и фиксирует время его прохождения обучающимся. Всю первую четверть идёт конкурс на лучшего счётчика (сначала повторяем табличное умножение-1уровень сложности, затем переходим к примерам 2 уровня сложности, где встречаются примеры на умножение в котором один из множителей двузначное число, и, наконец, третий уровень-умножение двузначных чисел). Вот здесь у учащихся возникает желание познакомиться с приёмами устного умножения двузначных чисел  в пределах 20, затем, заканчивающихся на цифру 5, затем двузначных чисел, близких к числу 100 и т.д. Возникает необходимость поиска нужной информации, а значит, приобретаются новые ИКТ-компетентности. Обучающиеся с помощью учителя учатся правильно формулировать вопрос, размещать его в поисковой строке, из множества предложенных поисковой системой предложений делать выбор, находить нужную информацию, копировать и сохранять её на рабочем столе (в моих документах или в специально созданной папке).

При работе с Сервисом проверки знаний учащихся по математике, для входа в систему обучающимся приходится вводить логин и пароль, выданные учителем, а при прохождении тестов вводить с клавиатуры числовые значения, которые бывают выражены десятичной дробью, а значит осваиваем новую компетентность – перевод клавиатуры с русского языка на английский или с английского на русский.

Следующее знакомство и работа на образовательных сайтах МетаШкола (http://metaschool.ru/), ЯКласс (http://www.yaklass.ru/) и Фоксфорд (http://foxford.ru/) требуют регистрации, а значит наличие  электронного адреса. Приобретаем новые ИКТ-компетентности: создание почтового ящика, пароля, умение зарегистрироваться на сайте, создать свою учётную запись и при желании загрузить фото в свой аккаунт.

После прохождения Iтура олимпиады Фоксфорда, некоторые учащиеся записались на курсы по подготовке к олимпиаде на этом же сайте, а это значит, что они дальше повысили свою ИКТ-компетентность: нужно уметь подключиться к онлайн-занятию, работать в чате, выполнять тренировочные задания, изучать конспекты с теоретическим материалом курса, вводить ответы и не забыть сохранять изменения.

Участвуя в дистанционных конкурсах и олимпиадах по математике на сайтах Infourok(http://infourok.ru/konkurs) или Videouroki.net (http://lk.videouroki.net/meropriatia) обучающиеся научились вводить свои ответы в электронные бланки ответов, а после подведения итогов могут зайти на свою страницу и посмотреть правильное решение (или правильные ответы) конкурса, олимпиады.

На сайте Olimpis (http://www.olimpis.ru/) некоторые учащиеся уже не в первый раз проходят онлайн-олимпиады по математике, где им предлагается за 40 минут решить 26 заданий различного уровня сложности. Выполнение большого объёма работы за ограниченный промежуток времени мотивирует учащихся к изучению и использованию «горячих клавиш», «слепому» набору текста.

Для обучающихся более старших классов я использую электронный учебник Геометрии 7-9 класс (автор Л.С.Атанасян), а для подготовки к итоговой аттестации  учащихся обучающие системы Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» и «Сдам ОГЭ». Очень часто предлагаю желающим выполнить домашнее задание по математике не в рабочей тетради, а с помощью программы PoverPoint, что помогает на следующем уроке быстро и эффективно организовать проверку домашней работы.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что они формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимися в различных предметах.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только и не столько формирование технологических навыков,  это способность и потребность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и в других сферах жизни.

Список используемой литературы

  1. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М. Педагогика- Пресс, 1996 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 года №1/15
  3. Пинаевская Т. А. Использование ИКТ-технологий на уроках математики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.:Буки-Веди,
  4. Паспорт ИКТ-компетентности ученика Школьной лигиhttp://lyceum179.ru/wp-content/uploads/2013/12/pasport_ikt-kompetentnosti.doc(Дата обращения  02.04.2016)
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты (Опубликованы 01.03.2012). http://минобрнауки.рф/documents/336  (Дата обращения  02.04.2016)

 Скачать материал

 Секция 2. Организация  образовательного  процесса,  направленного  на достижение новых образовательных результатов

Учительский сайт как информационный ресурс и инструмент направленный на достижение новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС ООО

Кайгородова Светлана Александровна, учитель математики
МБОУ  СОШ №15 с УИОП города Заринска Алтайского края

Деятельность современного учителя предметника тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Одним из проявлений применения таких технологий является создание персонального сайта учителя. Сайт в работе педагога является «живым» инструментом не только для создания имиджа, современного учителя, но и служит платформой для накопления материала, обменом опыта в работе с коллегами, помогает продолжать обучение учащихся вне стен школьного кабинета, развивая у школьников информационно коммуникационную компетентность.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы;

метапредметным, включающим освоенние обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Учитель, благодаря возможностям сайта, способен дистанционно предоставить большой и разнообразный объем ресурсов, мотивируя детей к его просмотру, к постоянному развитию и росту в освоении предметных, метапредметных и личностных компетенций.

Назначение сайта учителя математики Кайгородовой С. А. (http://kaygorodova1.ru/) - помочь обучающимся получить дополнительные материалы при подготовке к урокам, зачетам, контрольным работам, а также при подготовке к ОГЭ и ГИА.

При переходе на  Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования учитель может начать работу с учащимися с размещения на своём сайте домашних (или дополнительных) заданий для учащихся тех классов, в которых ведётся преподавание предмета. Здесь же можно разместить интересные дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации.

Не все учащиеся могут сразу освоить в нужной мере материал урока, понять и запомнить математические факты, алгоритмы решения задач, их оформление, поэтому цель учителя - предоставить всем детям возможность поработать над тем или иным материалом дома, в удобное для них время, и испытать удовлетворение от проделанной работы. Для этого в разделе «Материалы к уроку» учитель размещает все приготовленные к занятию материалы: текстовые документы и презентации (причём не только свои, но и учащихся).

В разделе «Мир математики»,  предназначенном для формирования предметных и метапредметных знаний учащихся, по основным темам курса математики размещены математические тренажёры. С их помощью учащиеся могут отработать ту или иную тему, причём компьютер сразу выдаёт результат их труда. Таким образом, задача педагога: организовать дистанционный тренинг с помощью интерактивных онлайн - форм с мгновенной обратной связью, заинтересовать математическими тренажёрами на страницах сайта, развивать виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению постепенно достигается. В этом же разделе с помощью генератора заданий учитель может приготовить к уроку для каждого учащегося индивидуальную карточку, кроме самих заданий, учитель получает и ответы к каждому варианту, что облегчает проверку работ.

При изучении и отработке тем предмета учитель может создать на сайте и использовать в своей работе раздел «Тесты онлайн»   Здесь размещаются тесты по всем основным темам курса в двух вариантах. Первый вариант теста - обучающего характера, предназначен для тренировки, отработки определённых навыков и умений учащихся. Пройти его можно бесконечное количество раз. После каждого прохождения теста компьютер автоматически показывает результат учащегося, ошибки (если таковы имеются). При выполнении множества подобных заданий компьютер выступает как бесконечно терпеливый репетитор. У обучающихся есть возможность в режиме самостоятельной работы, с учётом индивидуальных особенностей, разобраться с ошибками, понять их происхождение. Второй вариант - контролирующий. Прежде чем начать тестирование, компьютер запрашивает фамилию, имя учащегося, его e-mail. После прохождения теста результат автоматически отправляется к учителю в специально заведённый для этого почтовый ящик. Учащийся может многократно пройти данный тест, но в зачёт ему идёт только первый результат. Учитель просматривает результаты тестирования и сразу же имеет возможность дать определённые рекомендации по изучению данной темы, отправив письмо по указанному e-mail. Режим онлайн тестирования позволяет организовать образовательное пространство для широкого круга пользователей. Он интересен не только ученикам данного учителя, но и учащимся других школ и даже других регионов.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что сайт учителя-предметника является не только информационным ресурсом, но и необходимым инструментом в работе учителя в условиях внедрения ФГОС основного общего образования.

Скачать

You have no rights to post comments