21

 

Региональный конкурс
«Информационно-коммуникационные технологии

 в образовании – 2014»

 Кайгородова С. А. учитель математики

 МБОУ СОШ №15 с углублённым изучением отдельных предметов

                                                                                                                              город Заринск, Алтайский край

Основные понятия теории вероятностей"

 (Решение задач при подготовке обучающихся к ЕГЭ)

 Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Чем отличаются ЭОРы от учебников?

ЭОРы бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОРы –текстографические.

  • ЭОРы следующей группы тожетекстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
  • Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге.
  • Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты.

 Именно  на этой основе выполнен электронный образовательный ресурс «Основные понятия теории вероятностей» Тема ресурса актуальна, так как задания по теории вероятностей ежегодно присутствуют в ЕГЭ, а в школьном курсе математики их количество недостаточно для полной отработки навыков решения.

 Основные цели ресурса:

 Образовательная цель: Обеспечить усвоение  учебного материала по теме «Основные понятия теории вероятностей»  на основе модулей ЭОРа.

 Развивающая цель: формировать у обучающихся коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией) и информационные компетенции (компютерные – Интернет, электронная почта)

 Воспитательная цель: создать условия для формирования активности, самооценки и самостоятельности учащихся; развивать интерес к самостоятельному решению задач.

 Данный ресурс может быть использован на уроке математики при изучении соответствующей темы в 10-11 классах (профильный уровень обучения) или на элективных занятиях, при подготовке обучающихся к ЕГЭ.

 В содержание ресурса входит:

 Модуль 1 «Основные понятия»

 Модуль 2 «Задачи с решением»

 Модуль 3 «Задачи для самостоятельного решения»

 Модуль 4 «Ответы»

 Модуль 1 содержит  видеоролик с объяснением теоретического  материала и разбором простейших задач с помощью учителя (автора ЭОРа) и тест для закрепления первичных знаний учащихся.

 В Модуль 2 входит 9 задач с объяснением  решений.

 В Модуле 3 представлены  6 задач для самостоятельного решения.

 Используя  Модуль 4, обучающиеся могут проверить правильность выполнения задач Модуля 3.

 Использовать весь ресурс на одном уроке нецелесообразно, так как по объёму ресурс большой.

 Учитель, использующий ИКТ на своих уроках, вправе выбрать только его часть. Например, при объяснении новой темы (при знакомстве с такими понятиями как «вероятность», «зависимые», «независимые события», «противоположные события») учитель может взять из ЭОРа для просмотра на уроке только один модуль «Основные понятия».  В нём же, при введении новых понятий рассматривается и решение простейших задач. По времени данный ролик занимает 5 минут, но   даёт необходимый объём информации.                              

             На втором  уроке или в конце  первого урока, (это зависит от уровня подготовки обучающихся) при наличии мобильного класса, можно предложить учащимся пройти тест, состоящий из пяти вопросов (модуль 1). Результаты теста покажут, на сколько, обучающиеся усвоили теоретический материал и выполнили практическую работу. Если в кабинете нет мобильного класса, то можно предложить одному из учащихся пройти тест на ПК учителя, а остальные обучающиеся класса следят за работой своего товарища с помощью  экрана, куда проецирует всю работу мультимедийный проектор. Таким образом, произойдёт активизация мыслительной деятельности (подготовка к восприятию нового материала), если тест был дан в начале второго урока  или рефлексия, если тест был дан в конце первого урока.

 Модуль «Задачи с решениями» тоже можно использовать по-разному. Можно  дать возможность учащимся просмотреть видеоролики в качестве обучающего модуля, а можно предоставить тексты задач (см. Приложение1) для  самостоятельной работы дома, а на следующем уроке, при проверке домашней работы, включить просмотр тех задач, которые вызвали затруднение. Данный модуль также рекомендуется дробить на части, то есть использовать задачи на нескольких уроках. Задачи расположены  по мере возрастания сложности. 

 Кроме уроков, электронный образовательный ресурс можно использовать на элективных или индивидуально-групповых занятиях при подготовке обучающихся  к ЕГЭ.

 В более подготовленных классах учащиеся могут работать с ЭОРом  «Основные понятия теории вероятностей» самостоятельно, используя персональный сайт учителя (http://kaygorodova1.ru/index.php/eor-osnovnye-ponyatiya)  . На данной странице сайта ресурс размещён без сокращения.

             Для быстроты открытия ЭОРа, рекомендуется скопировать файл  «Пуск» на рабочий стол. Если запуск ресурса осуществлять с диска, то время его загрузки составит 3-5 минут.

 При подготовке ЭОРа была использована методическая литература: 

  Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/

 А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. – 7-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2010. – 424с.

 ЕГЭ 2012. Математика. Задача В10. Теориявероятностей. Рабочая тетрадь / Под ред. А.Л.Семенова и И. В. Ященко.—М.: МЦНМО, 2012. —48 .

 и Internet-ресурсы:

 Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/

 Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)           http://www.kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm

 сайт Александра Крутицких «Математика  легко»

 http://matematikalegko.ru/?s=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

 Сайты для подготовки к ЕГЭ

 http://www.ctege.info/zadaniya-ege-po-matematike/zadaniya-v6-ege-po-matematike-reshenie-vseh-zadaniy-b6-po-matematike.html

 http://mat-ege.ru/publ/zadanija_urovnja_b/b10/10


Скачать ЭОР